Псевдоэксперты, антирейтинги… Как восстановить репутацию молока и доверие потребителей

На протяжении последних лет мы наблюдаем снижение доверия потребителей к молочной отрасли и как следствие спад потребления молочных продуктов.
По нашему мнению, одной из важнейших причин этому являются массово идущая в СМИ постоянная полемика вокруг возможности присутствия некачественной молочной продукции в обороте, в том числе советы всякого рода «экспертов» и антирейтингов от «доброжелателей от потребителей» и откровенно мошеннических организаций. В основном они опираются на заключения различных лабораторий, также не несущих никакой ответственности за достоверность публикуемых результатов их исследований.
Подобными недобросовестными действиями, основанными на несправедливых и бездоказательных обвинениях, наносится существенный урон молочной промышленности. Причем это не выгодно никому из участников рынка – ни потребителям, ни промышленности. Сегодня важно, чтобы каждый участник рынка (не только производитель продукции), нес ответственность за свои действия.
Согласно приказа Минздрава РФ необходимое количество молока и молочной продукции составляет 325 кг на человека в год, а в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления молочных продуктов, разработанными Институтом питания РАМН, на одного человека должно приходиться ещё больше — не менее 390 кг молока в год.
Реальный же показатель в России существенно ниже обозначенных медицинских норм, и на 2017 год составляет лишь 150 кг в пересчете на молоко в год. По Краснодарскому краю по данным МСХ КК на 2018 год – 225 кг на душу населения, за 2017 год – 232 кг. Т.е. наблюдается падение спроса и снижение уровня потребления молока населением.
Если у СМИ, «экспертных» организаций, чиновников и др. есть претензии к конкретному продукту, нужно добиваться от них, чтобы те их предметно и конкретно озвучивали, представляя обществу необходимую доказательную базу, четко осознавая степень ответственности за подобные заявления.
Мы видим, что сейчас есть ряд «экспертов», которые мешают работе отрасли, преследуя свои интересы, которые зачастую недобросовестные: одни вымогают деньги у предприятий шантажируя распространить клевещущую или даже достоверную информацию, от которой есть возможность откупиться; другие устраивают самопиар за счет «высосанного из пальца» факта…
Например, уже стало нормой, когда известная всем переработчикам компания, которая своим названием маскируется под госструктуру, обращается с различными «деловыми» предложениями о сотрудничестве. В противном случае предает огласке якобы полученные ими неизвестным путем результаты. Еще в сентябре 2016 года Арбитражный суд Москвы постановил, поменять название организации. Однако решение суда надлежащим образом не исполнено, мы и сейчас видим тот же сайт, те же лица, антирейтинги, тех кто отказался сотрудничать с мошенниками.
Очевидно, что все эти экспертизы, рейтинги, оценки, суждения «экспертов» о качестве продукции требуют определенной реакции от предприятий, иначе, как известно, молчание – знак согласия.
Последняя инстанция для определения виновных – это суд. Согласно Статья 67 ГПК РФ, все представленные доказательства для суда равны и имеют одинаковую силу. Поэтому важно четко понимать, как собрать необходимые доказательства невиновности. Какими организациями контролируется деятельность испытательных лабораторий, экспертных организаций и не зависимых экспертов?
Считаем необходимым, чтобы на подобные выпады могли реагировать отраслевые союзы, для этого нужно так сказать, нарабатывать положительную судебную практику, т.е. планировать бюджет, обучать юристов, и искать ответы на эти вопросы в гражданском, административном и уголовном праве. Также ситуацию должна взять под контроль Ген прокуратура.
Данный вопрос войдет в деловую программу XV Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции «Доверие потребителей к российской молочной продукции через обеспечение единства и открытости отрасли» 18-20 сентября 2019г. в г. Сочи, для принятия решения и включения в Резолюцию Конференции.
Для участия в Всероссийской научно-практической конференции заполните заявку на участие в мероприятии.