СИЛЬНЕЕ ВМЕСТЕ! От произвола контролирующих органов производителей молочной продукции поможет защитить Южный молочный союз.

heading_title

Одним из событий прошедшего в Ставрополе Всероссийского научно-практического семинара, проведенным Южным молочным союзом совместно с Национальным союзом производителей молока “Союзмолоко” 08-10 ноября 2022 года, стала лекция юриста Южного молочного союза Леонида Григорова на тему: «Построение позиции стороны в судебных спорах, касающихся соблюдения требований к молочной продукции». Обсуждением был затронут целый ряд аспектов правоприменительной практики, в ходе последовавшей за этим горячей дискуссии были обсуждены примеры выстраивания позиции защиты интересов привлекаемых к ответственности юридических лиц и наиболее частые ошибки, допускаемые при этом.

Статья 34 Конституции Российской Федерации гарантирует нам, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом, особенно в последнее время, сформировалась негативная тенденция со стороны некоторых контролирующих органов или разного рода инициативных государственных структур, в виде избыточного контроля. Проявляется это, в том числе,  в «неявных» проверках в виде контрольных закупок товаров в розничных торговых точках.

С не совсем добросовестными действиями контролирующих организаций производители сталкиваются достаточно часто. Например, распространена практика доведения до производителя результатов проведения экспертизы отобранного продукта по истечение срока его годности. Соответственно производитель, узнав о претензиях, предъявляемых контролирующим органом к качеству продукта после истечения срока годности такого продукта, фактически лишен возможности провести независимую экспертизу и доказать свою добросовестность.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено исключительно после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов (за редкими исключениями, указанными в законе). При этом, исходя из содержания вступившего в силу Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», такие внеплановые проверки могут проводиться только в исключительных случаях, строго ограниченных в указанном Постановлении.

Соответственно производство по делу об административном правонарушении может осуществляться только в таком порядке :

  1. Поступление уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении должностному лицу сведений о наличии повода для возбуждения дела об административном правонарушении (перечень ограничен ст. 28.1 КоАП РФ и п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 366).
  2. Проведение соответствующей проверки, контрольного (надзорного) действия в соответствии с положениями ст. 28.1 КоАП РФ.
  3. При подтверждении фактов наличия состава административного правонарушения – составление соответствующего протокола об административном правонарушении.

Только при строгом соблюдении указанного предусмотренного порядка гарантируется возможность производителя защитить свои права и доказать невиновность во вменяемом правонарушении. Нарушение же такого порядка, когда, например, протокол об административном правонарушении будет составлен только лишь на основании поступивших сведений о наличии административного правонарушения или на основании проведенной третьим лицом без привлечения производителя исследованной продукции к данному исследованию фактически исключает возможность произвести независимую (контрольную) экспертизу исследованного продукта. А именно для таких целей соответствующими нормативными актами при отборе проб предусмотрен отбор контрольной пробы.

Кроме того, неоднозначно разрешается вопрос о квалификации выявленных нарушений в разных регионах. Что фактически приводит к привлечению к принципиально разной ответственности (например штраф или приостановка деятельности) производителей за фактически одни и те же нарушения. Т.е. фактически за небольшим нарушением может последовать повторное привлечение к ответственности: сначала штраф, а затем приостановка деятельности производителя и дисквалификация руководителя.

Подобная практика недопустима и, по мнению юридической службы Союза, не отвечает принципам единого толкования действующего законодательства на всей территории нашего государства.

В рамках проведенного Южным молочным союзом семинара обсуждение данного вопроса было оживленным и показало огромную заинтересованность производителей в изучении и получении практической помощи по преодолению данной ситуации, а также необходимость совместных скоординированных действий производителей молочной промышленности в области защиты своих прав.

Обобщенная Союзом судебная практика свидетельствует об успешности таких действий как в части отмены незаконных постановлений, так и в части переквалификации выявленных правонарушений и, соответственно, уменьшении размера штрафов.

Южный молочный союз уже сейчас активно оказывает как консультативную помощь, так и защиту интересов производителей в судах, вплоть до Верховного Суда Российской Федерации.

Понимая всю сложность и уязвимость положения наших партнёров, являющихся субъектом контрольно-наздорного воздействия, мы предлагаем ещё ряд дополнительных возможностей для использования нашего потенциала для Вашей юридической защиты.

Подробнее с условиями работы Союза вы можете ознакомиться в соответствующем разделе нашего сайта: https://ugmoloko.ru/uslugi/.